You are here:  / О методах обретения знания

Прежде чем начать знакомство с ведическим знанием, культурой и традицией, я хотела бы поговорить о различии в восприятии мира человеком, который вырос в западной культуре и имеет соответствующее мировоззрение, и человеком, следующим ведической традиции. Для этого рассмотрим, какие существуют методы получения знания. Два основных процесса — восходящий (индуктивный или эмпирический) и нисходящий (дедуктивный).

Восходящий — это процесс, при котором вначале проводятся эксперименты, наблюдения. Затем на их основе делаются определенные предположения, строятся гипотезы. Если гипотезы подтверждаются, то они переходят в разряд теории. Считается, что именно такие теории и являются своего рода знанием о различных явлениях и законах окружающего мира. Именно на этом способе познания базируется современная наука.

Нисходящий – это процесс получения знания из достоверного источника, от кого-то, кто обладает знанием. В своей  повседневной жизни человек, в большинстве своём,  предпочитаем пользоваться знанием, полученным в нисходящем процессе. Чтобы узнать, что происходит где-то в Индии, Европе или России, мы слушаем радио, телевидение, читаем газеты, получая таким образом информацию от информационных агентств, которым мы доверяем.

Мы предпочитаем отправлять детей в школу, а не оставлять их наедине с собой в надежде, что они сами дойдут ( восходящий процесс) до понимания математики, химии, физики или философии. При сравнении можно убедиться, что нисходящий процесс позволяет экономить время, ресурсы, деньги, здоровье и т.д.

Например, школьник хочет узнать, что из себя представляет Америка. У него есть 2 альтернативы:

В соответствии с восходящим процессом он должен уговорить своих родителей отвезти его в эту страну, а для этого необходимы приличные деньги на билеты, необходимо открыть визу, прилететь туда, объездить ее, расспрашивать местных жителей о том, как они живут и так далее, а затем постараться благополучно прилететь обратно.

Второй вариант ( нисходящий процесс): он может обратиться к учителю географии, и получить от него подробную информацию — сколько людей там живут, на каком языке они разговаривают, какие отрасли экономики там развиты, уровень благосостояния и т.д. — то, что вряд ли мог бы узнать ребенок, даже объехав всю страну.

Из всего вышеперечисленного видно, что нисходящий процесс более предпочтительный. Есть еще некоторые преимущества нисходящего метода. Восходящий метод строится на той информации, которую мы можем почерпнуть с помощью своих чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса или тактильного чувства. 

Увы,  у человека эти чувства ограничены и  несовершенны. Например, зрение. Общеизвестно, что диапазон нашего зрения ограничен. Мы не можем видеть то, что находиться очень далеко или очень близко, не можем воспринимать лучи света определенной частоты волны — инфракрасные, например, или ультрафиолетовые. Приборы, которые мы создаем, например микроскопы, бинокли или телескопы могут расширить этот диапазон, однако всего лишь в некоторой степени, не в полном диапазоне. То же относится и к слуху, вкусу, другим органам восприятия. Следовательно, мы воспринимаем только небольшую часть, небольшой срез Реальности. О полном, объективном восприятии Реальности нами не может идти речь. Следующий важный момент, на который следует обратить внимание:

Основа этого метода познания — это определенная интерпретация того, что мы видим, т.е. интеллектуальная составляющая конкретного человека. Но, увы,  интеллект любого, даже очень умного человека,  ограничен и соответственно те гипотезы и теории, которые создает человек, тоже обречены на несовершенство. Жизнь подтверждает это на каждом шагу. Одну теорию сменяет другая, зачастую полностью противоположная. На всем, что создает человек, начиная от телевизора и до спутника, лежит печать несовершенства. Иначе бы ракеты, которые создают конструкторы, не взрывались бы иногда при запусках, не пришлось бы выпускать новые версии компьютерных программ с исправлением ошибок, допущенных в предыдущих версиях и т.д.

К этому можно добавить то, что восходящий, т.е. эмпирический метод познания принципиально не может дать истинного Знания о том, что лежит за пределами восприятия наших чувств, о том, что имеет очень тонкую природу, которую невозможно зафиксировать никакими приборами. Объект  или явление, которым  интересуемся человек,  может находиться на очень огромное расстоянии от него. Чтобы добраться  до него на современных ракетах и изучить его  человеку понадобиться тысячи и миллионы лет. Естественно, что ни один пилот не доживет до конца этого путешествия.

Объект изучения  или явление может быть отдалено от человека   не только Пространством, но и Временем. Очень трудно судить о том, что происходило тысячи и миллионы лет назад, если опираться на эмпирический метод. Именно по этой причине современная историческая наука может оперировать какими-то данными лишь на временном отрезке в 2-3 тысячи лет назад, и то лишь в очень ограниченной степени. Однако обо всем этом можно получить знание, если источник этой информации достоверен. Но чтобы этот метод работал, необходимо, чтобы был достоверный источник информации.

Например, если учитель не знает английский язык, то ребенок тоже не сможет его узнать, даже если очень постарается. Но если учитель квалифицирован, обладает достоверным знанием, то у ученика есть все возможность пополнить  свои знания. Чтобы это стало более понятным, рассмотрим пример.

Например, ребенок хочет узнать кто его отец. Его он никогда не видел. Ребенок может пойти двумя путями.

Первый — спрашивать всех мужчин в своем городе — являются ли они его отцом. Если поиски будут неуспешными, тогда ему придется спрашивать в другом городе, третьем, и так далее. Очевидно, что этот способ сопряжен со множеством трудностей. Более того, нет гарантии, что он сможет так найти своего отца, поскольку даже если он встретит отца, тот может либо не захотеть признаться, либо просто не узнать ребенка.

Другой способ — спросить у авторитета в этом вопросе — в своей матери. Очевидно, что последнее — намного практичней.

Достоверный источник знания в ведической культуре —  Веды, священные книги Знаний, в которых содержится информация по всем вопросам жизни живых существ в этой материальной Вселенной. Восходящий процесс познания не отвергается, но признается и принимается  в той степени, в  которой не противоречит нисходящему процессу  познания, то есть соотносится со священными писаниями.

Например, человек может смотреть на солнце и оно может казаться ему небольшим диском, размером с пятикопеечную монету. Однако из достоверных книг он сможет узнать, что на самом деле это очень большой космический объект, намного превосходящий планету Земля. На многие вопросы с позиции эмпирического, восходящего процесса невозможно ответить в силу объективных причин:

например на вопросы:

— Есть ли пределы у Вселенной?

— Если есть, то что находится за ними?

— Какова природа сознания, души?

— Как возникла Вселенная,

— Что было до возникновения Вселенной?

 И т.д.

И у человека есть два выбора  —

—  согласиться с тем, что он никогда не сможет найти ответы на свои вопросы  через восходящий процесс,

— либо принять нисходящий процесс и Источником достоверного Знания принять Священные тексты, которые исходят от Бога, который Всезнающ и  в Своем Творении может дать исчерпывающую информацию обо всем.

Материал подготовила – Гандхарвика дд

LEAVE A REPLY

Your email address will not be published. Required fields are marked ( required )

Свежие коментарии

Страницы