You are here:  / Джон Фейворс «О пользе смеха»-8

 

Часть-1,  Часть-2,  Часть-3,  Часть-4,  Часть-5,  Часть-6,  Часть-7,  Часть-8,  Часть-9,  Часть-10,  Часть-11

 

О ПОЛЬЗЕ СМЕХА ДЛЯ ТЕЛА И ДУШИ

  

Из книги Джона Фейворса

«Духовный воин»

Глава седьмая

Часть 8

 

Взгляд через призму писаний

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что трудности на ду­ховном пути мы можем рассматривать как обмен с Господом бхавой, любовным экстазом. В комментарии к «Шримад-Бха­гаватам» (1.9.19) сказано: «Страдания, которые Господь посы­лает Своим преданным, представляют собой еще один вид об­мена трансцендентной бхавой между Господом и преданными. Господь говорит: «Я ставлю Своего преданного в трудное по­ложение, чтобы он еще больше очистился, обмениваясь со Мной трансцендентной бхавой». Господь провозглашает, что часто Он Сам ставит преданных в трудное положение, ибо это помогает им сделать свою духовную жизнь более глубокой и не дает им полностью уйти во внешнюю деятельность. И чем глубже их связь с внутренней реальностью, тем больше жизнь превращается в захватывающее приключение, духов­ную мистерию. Она становится частью живого общения с Гос­подом, исполненного радости, присущей духовному миру. Так трудности трансформируются в обмен бхавой между Гос­подом и Его преданными.

Как трансценденталисты, мы не молимся об избавлении от всех трудностей; мы молим о способности видеть присут­ствие Бога во всех ситуациях. Мы хотим уподобиться царице Кунти из «Шримад-Бхагаватам», которая просила о все но­вых и новых испытаниях, поскольку они помогали ей по­мнить о Всевышнем Господе. Духовная жизнь — это не что-то обычное, ибо в конечном счете она подразумевает, что никакие препятствия не способны заслонить от нас лучи любви, исходящие от Господа, и любовь, которую мы возвра­щаем Ему. Все, что мы делаем на пути самореализации, долж­но помочь нам понять иллюзорную природу этого мира двойственности. Хотя этот мир существует (временно), все-таки он — только часть реальности. Это часть истории, в ко­торой ребенок, игравший в прятки, вновь встречается со своими родителями. Сначала они испытали вкус разлуки, а за­тем чувство экстаза от того, что снова стали одной семьей.

В играх Кришны, например, есть пастушок по имени Мадхумангала, который подобно шуту при царском дворе постоянно всех смешит. Своими словами и поступками он и нас заставляет смеяться. Однако делает он это исключи­тельно ради удовольствия Кришны и пастушков, наслаждаю­щихся его шутками. Кришна тоже постоянно разыгрывает Радхарани, а Радхарани — Кришну. Иногда гопи, принадле­жащие к разным группам, подшучивают друг над другом. В конце концов, сознание Кришны включает в себя этот про­стой, но возвышенный любовный обмен. Мы тоже хотим на­учиться играть, подобно невинным детям, которым не нужно беспокоиться об оплате счетов, о здоровье или сексе. Детская невинность является одним из качеств души.

Цитаты из ведических произведений, особенно из «Не­ктара преданности», могут пролить больше света на эту тему:

«В четвертой части «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами описывает семь форм косвенного экстаза преданного служения: смех, изумление, рыцарство, сострадание, гнев, страх и отвращение. В данном разделе Шрила Рупа Госвами более по­дробно описывает эти проявления экстаза преданности, объяс­няя их взаимную совместимость и несовместимость. Когда один вид экстатического преданного служения сочетается с другим, несовместимым с ним, такое состояние называется расабхасой, извращенным проявлением расы.

Ученые, досконально знающие этот предмет, утверждают, что смех обычно возникает при общении между собой молодых людей, а также при общении стариков и детей».

Мы видим это в жизни, наблюдая за тем, как играют дети, поскольку они обладают удивительной невинностью. Они отличаются простотой, посколько у них нет тех беспокойств, которые есть у нас. Поэтому в некоторых писаниях подчер­кивается, что мы должны уподобиться детям, чтобы родиться свыше. Это указывает на важность смирения и покорности, двух качеств, присущих детям. В «Нектаре преданности» го­ворится, что обмен шутками между стариками и детьми об­ладает особой сладостью, поскольку с возрастом к нам вновь возвращается детская невинность и беззаботность. Разумеет­ся, при этом ведические писания рекомендуют нам достичь высшего уровня отречения, подготовиться к смене тела.

Итак, мы приведем подробное описание экстатического смеха, содержащееся в «Нектаре преданности»:

«Экстатический любовный смех можно иногда наблюдать так­же у людей очень серьезных от природы. Однажды в дверь дома Яшоды постучался старик-нищий. Увидев его, Кришна сказал Яшоде: «Мама, Я не хочу приближаться к этому тощему страши­лищу. Если Я подойду к нему, он упрячет Меня в свою торбу и унесет с собой!» Сказав это, чудное дитя, Кришна, посмотрел на мать, а нищий, стоявший в дверях, тщетно пытался скрыть свою улыбку. Оставив свои попытки, он заулыбался во весь рот. В данном случае причиной смеха является Сам Кришна.

Как-то раз один из друзей Кришны сказал Ему: «Дорогой Кришна, если Ты откроешь рот, я положу в него леденец в йо­гурте». Не долго думая, Кришна открыл рот, но вместо леденца Его друг положил Ему в рот цветок. Попробовав цветок, Криш­на скривился, и при виде этого все Его друзья, находившиеся рядом, покатились со смеху.

Однажды в дом Нанды Махараджи пришел хиромант, и Нанда Махараджа попросил его: «О мудрец, не посмотришь ли ты руку моего сына Кришны? Скажи мне, сколько лет Он проживет и станет ли хозяином тысяч коров». Услышав это, хиромант улыбнулся, и Нанда Махараджа спросил его: «Уважа­емый, над чем ты смеешься и почему прячешь свое лицо?»

Хиромант посчитал вопрос Нанды Махараджи смешным в сравнении с истинным могуществом и величием Кришны. Он сознавал, что Кришна — верховный владыка всего творе­ния, а не только тысяч коров.

«Причиной смеха в экстатической любви является либо Сам Кришна, либо нечто непосредственно связанное с Ним. Эта форма преданного служения может проявляться в ликовании, лени, утаивании чувств и других, на первый взгляд, выводящих из равновесия переживаниях.

Проанализировав расу смеха в экстатической любви, Шрила Рупа Госвами выделил в ней шесть разновидностей. В зависи­мости от широты и формы улыбки, эти разновидности на сан­скрите называются сжита, хасита, вихасита, авахасита, апахасита и атихасита. Среди этих шести разновидностей улыбок можно выделить основные и второстепенные. К числу основных относятся смита, хасита и вихасита, а авахасита, апахасита и атихасита считаются второстепенными.

Когда человек улыбается, не обнажая зубов, можно ясно ви­деть перемену в его глазах и изменение формы щек. Такую улыбку называют смитой. Однажды Кришна воровал просток­вашу, и хозяйка дома Джарати застала Его за этим. Она броси­лась к Нему, намереваясь схватить. Увидев это, Кришна сильно испугался и побежал к Своему старшему брату Баладеве, крича: «Брат Мой, Я стащил простоквашу, и теперь Джарати гонится за Мной!» Увидев, как Кришна убегает от Джарати и просит Ба-ладеву о защите, все великие мудрецы на райских планетах улыбнулись. Эту улыбку называют смитой.

Улыбку, лишь слегка обнажающую зубы, называют хаситой. Однажды Абхиманью, так называемый муж Радхарани, возвращался к себе, не подозревая о том, что у него дома нахо­дится Кришна. При его приближении Кришна быстро пере­оделся, чтобы выглядеть точно, как Абхиманью, и, подойдя к Джатиле, матери Абхиманью, сказал: «Матушка, Я — твой сын, Абхиманью; посмотри-ка, сюда направляется Кришна, пе­реодетый в Мою одежду!» Джатила, мать Абхиманью, сразу по­верила Кришне, приняв Его за своего сына, и потому очень рас­сердилась на своего настоящего сына, возвращавшегося домой. Она стала гнать его от дверей, а он кричал: «Мама, мама! Что ты делаешь?» Наблюдая эту сцену, присутствовавшие при этом подруги Радхарани заулыбались, слегка обнажив зубы. Это при­мер улыбки хасита.

Улыбку, которая полностью открывает зубы, называют ви-хасита. Однажды Кришна решил своровать масло и просток­вашу в доме Джатилы и стал подбивать на это Своих друзей, уверяя их: «Друзья Мои, по ровному дыханию этой старухи Я могу судить, что она крепко спит. Давайте потихоньку, что­бы не разбудить ее, украдем масло и простоквашу». Но старая Джатила не спала. Услышав слова Кришны, она не смогла сдер­жать улыбки, обнажившей ее зубы. Это пример улыбки виха-сита.

Улыбку, при которой морщится нос и сужаются глаза, на­зывают авахасита. Однажды ранним утром, когда Кришна вернулся домой после танца раса, Яшода, взглянув на Него, спросила: «Дорогой сын, почему Твои глаза кажутся подведен­ными сурьмой? И почему на Тебе голубые одежды Баладевы?» Услышав вопрос Яшоды, одна из подруг Кришны, стоявшая не­подалеку, расплылась в улыбке, так что нос у нее сморщился, а глаза сузились. Это пример улыбки авахасита. Эта гопи зна­ла, что Кришна наслаждался танцем раса и что Яшоде невдо­мек, что делал ее сын и как на Нем оказалась косметика гопи. Ее улыбка относится к разряду авахаситы.

Когда у смеющегося человека выступают слезы на глазах и трясутся плечи, его улыбку называют апахаситой. Однажды Парада увидел, как маленький Кришна танцует под аккомпа­немент пения старой служанки Джарати. Это зрелище потряс­ло Нараду: Верховный Господь, управляющий каждым движе­нием таких великих полубогов, как Брахма, танцует под мелодию, которую выводит старая служанка! Эта сцена так рас­смешила Нараду, что он пустился в пляс, и при этом у него тряс­лись плечи и двигались глаза. Улыбка обнажила его зубы, и сия­ние, исходившее от них, посеребрило облака в небе.

Когда смеющийся человек хлопает в ладоши и прыгает, его улыбка превращается в атихаситу — захлебывающийся смех. Атихаситу можно было наблюдать, когда Кришна однажды сказал Джарати: «О почтенная женщина, кожа на тво­ем лице сморщилась, так что ты стала похожа на обезьяну. Узнав об этом, обезьяний царь Балимукха счел, что ты до­стойна стать его женой». На поддразнивания Кришны Джа­рати ответила, что ей прекрасно известно о намерениях царя обезьян взять ее в жены, но поскольку она уже решила при­нять покровительство Кришны, губителя многих демонов, то хочет выйти замуж за Него, а не за обезьяньего царя. Услы­шав этот язвительный ответ, девушки-пастушки, присутство­вавшие при этом, принялись хохотать и хлопать в ладоши. Та­кой смех, сопровождаемый хлопаньем в ладоши, называют атихаситой.

Иногда саркастические замечания тоже вызывают атиха­ситу. Примером такого сарказма может служить замечание, сделанное одной из гопи в разговоре с Кутилой, дочерью Джа­тилы и сестрой Абхиманью, так называемого мужа Радхарани: «Дорогая Кутила, дочь Джатилы, твои груди висят, как стручки фасоли — такие же сухие и длинные. Твой нос красотой затме­вает лягушачьи носы. Твои глаза прекраснее глаз собаки. Твои губы по красоте ничуть не уступают золе, а живот так же пре­красен, как большой барабан. Поэтому, дорогая Кутила, ты — самая прекрасная из всех пастушек Вриндавана, и похоже, что твоя красота делает тебя неподвластной чарующим звукам флейты Кришны!»33

Из этих описаний экстаза смеха, приведенных в вайшнавской литературе, становится ясным, что смех и танец являют­ся неотъемлемой частью духовного бытия. Вечные обитатели духовного мира не принимают себя слишком всерьез. Они постоянно поглощены романтическими любовными развле­чениями, в центре которых находится Всевышний Господь. Такова вечная природа живого существа. Мы занимаемся преданным служением не для того, чтобы попасть в какое-то скучное место или не видеть за аскезами, успехами и неудача­ми радости духовной жизни.

 

Узор внизу

 

Часть-1,  Часть-2,  Часть-3,  Часть-4,  Часть-5,  Часть-6,  Часть-7,  Часть-8,  Часть-9,  Часть-10,  Часть-11

LEAVE A REPLY

Your email address will not be published. Required fields are marked ( required )

Свежие коментарии

Страницы