You are here:  / Бхакти на ДВ России / ॐ Этикет вайшнавов —

ॐ Этикет вайшнавов —

Нет сомнений, что мы всегда стараемся служить,
но если порой в нашем служении возникают тревоги и огорчения,
рядом с преданными даже они вселяют надежду и приносят счастье.

Шрила Б. С. Говинда Махарадж
“Прославление преданных”.
Гаудиа Даршан 9/2011.

В «Чайтанья – Чаритамрите» Шри Чайтанья Махапрабху говорит, что соблюдение вайшнавского этикета украшает преданного, делая его привлекательным как в глазах Бога, так и в глазах людей.
Поэтому очень важно, чтобы все преданные хорошо разбирались в вопросах вайшнавского этикета и образа жизни.

Образ жизни преданного должен воплощать в себе принцип: «Простая жизнь – возвышенное мышление». Есть много правил и ограничений, регулирующих жизнь преданного, но цель их всех – «Всегда помнить Кришну и никогда о нем не забывать». Это правило самое важное. Все остальное подчинено ему.

Преданному всегда следует помнить что он представляет Гуру и Кришну. Где бы преданный ни находился, он должен вести себя таким образом, чтобы у людей создавалось благоприятное впечатление о Гуру и Кришне.

«Поведение преданного указывает на истинную цель религиозных принципов»
Ч-Ч Мадхья 17.185

Один тележурналист как-то спросил Шрилу Прабхупаду можно ли узнать истинного последователя Сознания Кришны по его поведению. Шрила Прабхупада ответил: «Он совершенный джентльмен. Это все». Т.е. он говорил о высоком стандарте поведения преданного. Преданными не может быть безразличным, грубым или не почтительным к другим людям.

ПРЕДАННЫЕ КРИШНЫ ЯВЛЯЮТСЯ ДРУЗЬЯМИ
«Эти чистые преданные принимают Меня как свою жизнь и душу. Они непрестанно обсуждают нектарные повествования обо Мне, делясь друг с другом чувством экстатической преданности. Они постоянно вкушают нектар своих божественных взаимоотношений со Мной согласно своей внутренней природе: в служении, дружбе, родительской любви и божественном супружестве»
БХ-Г. 10.9

В шастрах особо подчеркивается необходимость общения с преданными. Шастры содержат также наставления об отношениях между различными категориями преданных и нормах поведения, которых должны придерживаться преданные во взаимоотношениях между собой. Шрила Рупа Госвами в «Упадешамрите» описывает три категории преданных: каништха адхикари, мадхьяма адхикари и уттама адхикари. Он объясняет, что неофита (каништха адхикари) следует почитать в уме. Преданному среднего уровня (мадхьяма адхикари) нужно предлагать смиренные поклоны. Чистому преданному высшего уровня (уттама адхикари) нужно преданно служить и искать общения с ним.

Обычно в духовной семье существуют все категории преданных. Согласно вайшнавскому этикету следует задавать вопросы и служить наиболее возвышенным преданным, находиться в любовных дружеских отношениях с равными преданными и милостиво руководить теми кто менее опытен. Возвышенные преданные это наши духовные учителя, наставники, старшие преданные. Это понятно и вопросов обычно не возникает. Вопрос кого можно считать равными? Часто незрелые преданные проводят в этом вопросе много социальных различий. Например: грихастха менее духовно развит чем санньяси. Или тот кто принял посвящение 20 лет назад выше чем тот у кого «стаж» 15 лет. Но на самом деле равные это сходно мыслящие друзья. А это значит, что в преданном служении между равными возникает духовная дружба.

Дружба – значит «брать и давать» — духовный обмен. «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и доверительно вопрошать, принимать прасад и предлагать прасад – таковы 6 признаков обмена любовью между преданными»
Упадешамрита текст 4

Духовная дружба отличается от материальной тем, что материальная основывается на чувственном удовлетворении, а духовная на Сознании Кришны. Человек в Сознании Кришны не станет искать друга из материальных соображений. Смысл дружбы преданных в том, чтобы помогать в преданном служении. Отношения друзей строятся на 6 видах любовного обмена, описанных Рупой
Госвами. Друзья делятся прасадом Господа и обмениваются дарами, чтобы помочь друг другу в преданном служении. Они делятся своими мыслями. Случается преданным овладевает слабоволие, но сказать об этом он может только близкому человеку, которому доверяет. Тогда его друг – преданный должен любовно проповедовать ему и напомнить о наставлениях духовного учителя. Делать это надо сочувственно. В Сознании Кришны преданные, работая бок о бок, становятся близкими друзьями, чтобы улучшить духовную жизнь свою и своих друзей. Центр всегда должен быть один – Кришна. Если мы вместе служим на этой основе, воспевая Святое Имя и обсуждая шастры, высшая природа дружбы преданных будет открываться нам все больше и больше.

МИЛОСТИВО ОТНОСИТСЯ К МЕНЕЕ ОПЫТНЫМ ПРЕДАННЫМ.
Самый простой пример такого преданного – новичок, который ничего не знает о вайшнавизме. Старшие преданные должны помогать ему всеми возможными средствами. Но находиться на более низком уровне могут и те кто в Сознании Кришны уже несколько лет, но всё ещё сохраняют материальные привязанности. И они для них более приоритетны. Бхактисидханта Сарасвати Тхакур приводит такой пример. Одна семья ехала на свадьбу и наняла лодочника, чтобы он перевез их через реку. Лодочник усиленно греб всю ночь, но утром оказалось, что он не двинулся с места так как забыл вытащить якорь. Наши материальные привязанности это якорь, который мешает нам продвигаться по духовному пути. И милость вайшнава проявляется в том, что он помогает младшим преданным своими наставлениями, планирует как занять их в преданном служении. При этом делать это надо тактично, интеллигентно, без превосходства. Старший ни в коем случае не должен оскорблять младшего преданного под видом контроля над ним.

Простраивая взаимоотношения в духовной семье в соответствии с правилами вайшнавского этикета, преданный обнаружит, что он обязан и давать и получать во взаимообмене с тремя различными классами преданных. При этом следует руководствоваться принципами почитания, дружбы и милостивости.

«Преданное служение чистого преданного заключается в оказании величайшего почтения духовному учителю и ачарьям. Он должен проявлять сострадание к низшим и дружить с равными, но всё его действия должны регулироваться, а чувства находиться под контролем»
Шр. – Бх. 3.29.17

Статью подготовила — Бхакти Лата дд

LEAVE A REPLY

Your email address will not be published. Required fields are marked ( required )

Свежие коментарии

Страницы

Яндекс.Метрика